апреля 26, 2011

Высшее образование и IT

Последнее время меня очень интересует вопрос целесообразности высшего образования. Причем если для некоторых сфер деятельности (например, медицинской и строительной) у меня никаких сомнений нет, то для моей собственной — IT… Дело в том, что IT сфера уж очень обширна, а наше университетское образование, традиционно пытаясь охватить всё и вся, даёт лишь поверхностные знания и почти никакой практики. Но это лишь моё мнение, которым ничего не докажешь ни друзьям, ни родителям, ни тем более незнакомым людям. Моё мнение никого не волнует — и правильно, ведь ко мне на работу никто из бывших/нынешних студентов устраиваться не будет. А вот в IT компании Йошкар-Олы — будут. Осталось выяснить как ко всему этому относятся эти IT компании.


При подготовке этого цикла статей выяснилось, что в Йошкар-Оле довольно много IT компаний, о которых я, студент 4 курса МарГТУ специальности ПС («Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем») и слышать не слышал. Так что это всё некоторым может помочь и при поиске работы. Ну да ладно, к делу, пожалуй.

Первый этап: поиск. Йошкар-Ола город не только скамеров, но и приличных компаний, работающих как на внутренний (республиканский/российский), так и на зарубежный рынок. Имеются у нас компании, занимающиеся web-разработкой, разработкой десктопного программного обеспечения, игр, приложений для мобильных платформ и прочее, прочее, прочее. Имеются как компании с штатом более полусотни человек, так и совсем маленькие команды, плотно занимающиеся каким-либо одним проектом. Хотелось бы, конечно, охватить и представить здесь их все, но это заняло бы слишком много времени при не до конца ясном результате. Поэтому я выбрал лишь более или менее крупных представителей IT-бизнеса: CPS Labs, Pilot Group, Elephant Games, TeamForce, Citronium, Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, Цитрус, Алроникс, Цифровые технологии и Интеллектуальные технологии. Это первоначальный список — в процессе он будет увеличиваться/уменьшаться в зависимости от «разговорчивости» компаний.

Второй этап: письмо. Всем этим компаниям (или их директорам, с которыми я был знаком лично — об этих позже) были отосланы письма с предложением принять участия в данном мини-проекте. Тут, кстати, я столкнулся с первым трудностями: куда писать? Удивительно, но у некоторых вполне крупных и вполне активных компаний сайт не обновлялся более года. Но это только пол беды — нужно было найти способ написать письмо, но на некоторых сайтах (не будем их называть) e-mail адреса не были указаны, были только формы для связи с технической поддержкой или коммерческими предложениями. А некоторые формы совсем не работали. Загадка. Можете считать это баг репортом и поводом проверить в каком состоянии находится ваш собственный сайт.

полный текст письма, для тех кому интересно

Здравствуйте, я решил провести небольшое исследование рынка IT в республике Марий Эл, и с удовольствием бы получил комментарий по теме исследования от Вас.

Сразу скажу, что можно рассматривать данное письмо, в какой-то мере, и как деловое предложение. Статья, которая станет результатом исследования, будет распространена среди студентов специальности ПС («Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем») и тем самым возможно привлечет к вам в компанию «свежую кровь». К примеру, я сам, являясь студентом 4 курса, знал не обо всех компаниях, которые (возможно) примут участие в данном исследовании.

Тема исследования — высшее образование и IT. Хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу. Не думаю, что у вас есть достаточно времени, чтобы раскрыть эту тему подробно, но этого и не нужно. Вот интересующие меня вопросы, на которые можно опираться:

  • Есть ли в вашей компании сотрудники выпускники Факультет информатики и вычислительной техники МарГТУ или являющиеся сейчас его студентами?
  • Берете ли в свою компанию сотрудников не имеющих или практически не имеющих опыта в вашей сфере деятельности?
  • Как вы оцениваете высшее образование для IT-специалистов в России и Марий Эл?
  • Является ли, по вашему мнению, наличие у человека диплома окончания ВУЗа гарантией того, что из него получится хороший сотрудник?
  • Кого бы вы предпочли взять на работу: человеку забросившего ВУЗ, но имеющего приличный опыт разработки (собственного проекта/проектов другой компании), или выпускника с красным дипломом на руках, но с меньшим опытом работы?

Естественно, вы можете не отвечать на часть из этих вопросов или выразить свои мысли по другим аспектам высшего образования в IT. Лично меня, например, больше всего интересует последний вопрос в связи с тем, что я довольно часто сталкиваюсь в интернете с людьми, забросившими учебу, но добившимися серьезных успехов в активно развивающейся области IT, за которой университеты явно не поспевают.

Кроме этого мини-эссе мне хотелось бы получить информацию, которой я мог бы его подписать: ФИО, должность отвечавшего и небольшое описание того чем занимается фирма, например: «web/flash разработка, SEO, приложение для мобильных платформ», — можно на английском, аудитория поймёт.

Черновик будущей статьи (пока без чьих либо ответов) можно посмотреть в Google Docs. Перед тем как статья будет опубликована я пришлю вам ссылку на её конечный вариант.

Третий этап: ответы. Первоначально это всё планировалось как одна статья, но потом я подумал, что для одной статьи даже при малом количестве ответов — слишком много текста. В итоге я решил, что третий этап будет набором статей-интервью. На данный момент с ответами у меня мягко говоря не густо, но я приложу все усилия, чтобы исправить положение. Надеюсь, палки в колеса мне вставлять никто не захочет в моей инициативе. «Интервью» буду выкладывать по мере поступления и наличия времени.

Заключительный этап: выводы. Когда поток статей-«интервью» иссякнет, я напишу заключительную статью, подводяющую итог и выражающее моё мнение по поводу всего этого. Бонусом к этой статье (а может и вообще отдельно) будут зарисовки «за сценой», рассказывающие о том с какими трудностями мне пришлось столкнуться и вообще о нелегкой жизни человека, который в коей-то веки решил проявить инициативу. Такой вот план.


P.S. С удовольствием прочитаю комментарии. Разрешаются как критические замечания, например, «Есть программисты, есть сисадмины, вэб дизайнеры и т.д. Для каждой специальности свой рынок и свои правила. Говорить сразу про ИТ все равно, что говорить - про рынок инженеров.», так и «аффтарвыпеййаду!»/«пешиисчо!». Можно (и нужно) выражать своё мнение по данному вопросу.

P.P.S. Если у вас есть возможность достучаться до какой-нибудь из фирм в списке — напишите мне в комментариях или на e-mail: donamok@gmail.com


Список статей серии:

Комментариев нет:

Отправить комментарий